Маги|Волшебницы Светлые и Темные
Наиболее распространенный вид Иных. Существуют как Темные, так и Светлые маги и волшебницы. Работают напрямую с Сумраком, подпитываясь от него Силой. Способны создавать амулеты, талисманы и т.п. артефакты. В дореволюционное время магов так же называли чароплеты (упоминается Ариной в «Сумеречном Дозоре»). Упоминается и другое название, преимущественно для представительниц прекрасного пола - чародейки. "Лариса Наримановна сделала все, что могла: у нее полностью, до донца разрядились очередные два амулета, а работать с сумраком напрямую - удел чародеек, а не ведьм или колдуний". (с) В. Васильев "Лик Черной Пальмиры".
Доступны все виды заклинаний, в зависимости от уровня и личных особенностей мага.
Так называемые маги узкой специализации склонны к определенным способностям и могут их впоследствии развить (целители, метеомаги или маги-природники). Но такие маги боевой магией практически не владеют.
Целители.
Владеют искусством врачевания лучше других. Лечат ранения и болезни, как на других, так и на себе. Способны вылечить повреждения любой сложности. Впрочем, если маг-целитель достаточно сильно ранен, себя он без посторонней помощи вылечить не сможет. Умеют пользоваться различными травами.
Маги-природники и метеомаги.
В основном используют магию природы, подобно ведьмам, и метеоимагию. Могут создавать погоду, контролировать климат в помещении. Однако сильный маг способен устроить крупный катаклизм (вызвав, например, смерч или ураган).

Ведьмы|Ведьмаки (Темные), Ведуньи|Ведуны (Светлые)

Ведьмы - достаточно распространенный вид Иных среди Темных. Однако и среди Светлых ведуньи|ведуны так же встречаются. Темных еще называют колдунами и колдуньями. Главная их особенность – создание амулетов и возможность их заряжать. Зависимы от магии природы и не способны работать с Сумраком напрямую. Для работы с Силой используют различные артефакты. Сила ведьмы зачастую кроется в длинных волосах и ногтях. Если ведьму остричь и срезать ногти, то она практически ни на что не способна.
«Волшебница работает с Сумраком непосредственно и берет оттуда Силу. Ведьма пользуется вспомогательными материальными предметами, заряженными Силой в той или иной мере. Все магические артефакты, существующие в мире, созданы ведьмами или ведьмаками, это, скажем так, их “протезы”. Артефактами могут быть вещи или органы тела ороговевшей природы — волосы, длинные ногти... Вот почему ведьма безопасна, если ее раздеть и обрить, а волшебнице надо еще заткнуть рот и связать руки.» (с) Светлана. С. Лукьяненко «Сумеречный Дозор».
Ведьмы отличные целители, умело используют лечебные заклинания. Активно пользуются магией трав, могут варить зелья. Некоторые из них могут развивать в себе способности к метеомагии.
Единственный недостаток этого класса Иных, достигнув III уровня, начинают стареть. Это своеобразная плата за ранги. Одна из особенностей ведьм – могут принимать облик любого своего возраста. Внешность поддерживают благодаря магии.

Вампиры
Уникальный класс Иных, существующий только у Темных. Низший класс Темных Иных, нежить. Вампирам доступны большинство заклинаний, но не все. В Дозоре, как правило, занимаются оперативной работой, отличные боевики. Слабых вампиров верхи Дневного Дозора используют как «пушечное мясо». Чего не скажешь о Высших вампирах. Высшим вампир может стать, выпив большое количество людских тел. Конкретного количества жертв для поднятия уровня до Высшего, не существует, в каждом случае оно индивидуально. Зависит от изначальных способностей, кому-то достаточно 5-6 тел, кому-то 100 (так же как не все Иные могут выйти из категорий, так и не каждый вампир может стать Высшим). Так же поднятие уровня зависит от «качества материала». Соответственно, питаясь кровью молодых девушек или детей, вампир становиться Высшим быстрее, чем убивая бомжей или стариков. Поднятие уровня зависит не только от количества выпитой крови, а от эмоций, которые испытывает человек во время смерти.
Вампиры способны создавать себе подобных с помощью укуса. Особенностью инициации является обоюдное согласие как вампира, так человека. Однако Дозорами подобное обращение строго запрещено, и разрешается лишь в особых случаях.
Согласно Договору, каждый вампир может получить определенное количество лицензий на убийство людей. Соответственно, вампиры, состоящие на службе в Дневном Дозоре, получают лицензии чаще. Жертвы выбираются согласно «вампирской лотереи». Из лотереи исключены дети до 12 лет, Иные и члены их семей. Лицензии выдает Ночной Дозор либо Инквизиция.
Вампиры не боятся солнечного света, религиозной атрибутики (крестов, святой воды и т.п.), чеснока. Их нельзя убить осиновым колом или серебром. Такие раны вампиру очень неприятны и болезненны, однако не смертельны. Способны к высокой регенерации, бессмертны, не подвержены болезням. Спирт является сильным ядом для любого вампира. При попадании водки, на теле вампира остаются сильные ожоги.
Однако вампиры не могут войти в чужой дом без приглашения, никто не знает почему. Так же «разрешение войти» может отменить сам хозяин, либо вернуть вампир хозяину.
Не имеют сумеречного облика, в Сумраке становятся похожими на покойников. Бледные, с зеленцой, с заострившимися чертами лица. Артефакты создавать и заряжать не могут.
Каждый вампир должен пройти регистрацию в местном Ночном Дозоре, вследствие чего ставиться регистрационная метка. При необходимости, с помощью такой печати, вампира можно убить. Высшим вампирам метка не ставиться. Она исчезает сама собой, когда вампир становиться Высшим (не выдерживает Силы).

Оборотни и маги-перевертыши, их отличия

Оборотни (только Темные).
Приравнены к низшему классу Темных Иных. Как и вампиры часто дискриминируются другими Иными, как Темными, так и Светлыми. Поддерживают свою Силу и повышают уровень с помощью убийства людей. Жертвы выбираются в порядке «вампирской лотереи». Способны оборачиваться в различных животных – кошачьи, волки, медведи, лисы, встречаются даже ящерицы (оборотень Павел оборачивался в травоядную ящерицу, из-за чего был редко востребован в операциях Дневного Дозора). Оборотень не может превращаться в разные виды животных, т.е. если он оборачивается в белого волка, то в серого никак не сможет. Наиболее распространенными являются волки. Оборотничество способно передаваться по наследству от родителей их детям.
Оборотни часто страдают безумством, привычным для них. Примерно каждые 2-3 недели оборотень теряет над собой контроль и перекидывается. Нередко во время таких превращений, оборотни убивают людей, не отдавая себе отчета в этом. Безумства не связаны с фазами луны. Безумие длится несколько дней, во время чего оборотень может испытывать сильную боль и мучения. Бывали случаи, когда оборотни из-за этого заканчивали жизнь самоубийством.
Так же оборотень может превращаться и по собственному желанию. Магические заклинания им доступны лишь некоторые. Создавать амулеты и заряжать их не могут. Большой акцент сделан на физической силе, почему оборотни очень часто становятся хорошими боевиками в Дневном Дозоре. Но бывают и исключения, например, оборотень Гэллемар (волк) начальник аналитического отдела в Дневном Дозоре Москвы. Такой должности достиг благодаря личным талантам и как отличный программист.
Высшими оборотни не становятся. Максимальный уровень для них первый.
Все оборотни и вампиры, за исключением Высших вампиров, регистрируются в местном Ночном Дозоре. Регистрация производится с помощью метки-печати, которая наносится на грудь. Такую метку можно привести в действие, что приведет к смерти ее обладателя.
Оборотни способны к повышенной регенерации, не страдают болезнями, бессмертны.
Маги-перевертыши.
Маги с определенными способностями превращаться в зверя. Иные от рождения, их нельзя инициировать укусом, как оборотня. Некоторые из них могут превращаться в разные подвиды животных. Например, Медведь (маг-перевертыш в Ночном Дозоре) мог превращаться в бурого или в белого медведя. Однако если перевертыш превращается в медведя, то во льва или волка он уже превращаться не может.
В отличии от оборотней перевертыши обладают способностями Иного с рождения и свои превращения могут контролировать. Не страдают безумствами. По наследству, на генетическом уровне, магические способности не передаются.
Доступны почти все виды заклинаний соответственно уровню. Однако в большинстве случаев перевертыши становятся боевиками, благодаря своей физической силе, и другие способности за ненадобностью не развивают.
Перевертыши зачастую боевые маги узкой специализации, однако, могут развивать и другие способности. Так, например, Тигренок (Ночной Дозор) была бы неплохим целителем, если бы Гесер не пожелал видеть в своем Дозоре хорошего боевика, а не целителя. Для мага-перевертыша трансформация – это способность стать сильнее. Чаще всего в бой они вступают в зверином облике.
Главное отличие магов-перевертышей от оборотней: перевертыши рождаются уже со способностями Иного (и по наследству они не передаются), а оборотня можно только инициировать через укус другого оборотня. Способности оборотня могут передаваться по наследству.
Но, заклинаниями, как оборотень, так и перевертыш может пользоваться только в человеческом облике.

Инкубы|суккубы Светлые и Темные
Особый вид Иных со способностями к очарованию и обворожению. «Питаются» сексуальной энергией людей: суккубы (женщины) - мужской, инкубы (мужчины) - женской. Встречаются довольно редко как у Темных, так и у Светлых. Зачастую обладают ментальной магией, но так же им доступны и другие заклинания. Кроме общедоступных и универсальных заклинаний обладают особыми, свойственными только инкубам|суккубам, заклятиями. Способны легко в себя влюбить любого человека или даже Иного, если тот достаточно слабее инкуба|суккуба и не может сопротивляться любовной атаке.